Вы когда-нибудь задумывались, что «убивает» двигатель Вашего автомобиля?
На самом деле список способов, с помощью которых Вы можете уничтожить Ваш двигатель очень длинный и пытаться соблюдать все требования, опираясь на этот список, по сути невозможно. В этой статье мы поговорим о физике самого процесса, поняв который, Вы сможете сами определять, вредны или полезны те или иные действия для Вашего мотора, и поймете, как правильно эксплуатировать двигатель.
Поговорим о трёх физических эффектах, с которыми сталкивается мотор и которые следует понимать.
Самое важное что стоит понимать — основные детали ДВС сталкиваются с трением. То есть время работы они соприкасаются друг с другом. Поршни трутся о стенки цилиндров. Распределительные валы, шатуны, коленчатый вал — практически все детали сталкиваются с трением во время работы мотора. Чем меньше избыточного трения, тем дольше Ваш двигатель будет работать исправно. Именно по этой причине для бесперебойной работы двигателя нужна смазка и своевременная замена моторного масла — необходимая и обязательная мера, гарантирующая продление срока службы ДВС.
На просторах интернета можно найти много советчиков, некоторые, например, рекомендуют менять масло даже чаще, чем того требует регламент производителя. Но стоит ли менять масло каждые 5, 7 или 8 тыс. км.? На самом деле правильного ответа нет, так как все зависит от режима, в котором Вы эксплуатируете ДВС, а также от климата и других факторов. Встречается и обратная ситуация, когда автовладельцы ездят по 15-20 тыс. км. без замены.
Нужно усвоить один принцип. Необходимость замены масла возникает, потому что оно теряет свои свойства с течением времени. Масло работает при высоких температурах и поэтому присадки, которые находятся в масле, можно сказать, выгорают. Также в масло попадают частицы износа. Все это ухудшает смазку элементов двигателя.
Мы, в Елино Авто — автосервисе расположенном на выезде из Зеленограда, рекомендуем выполнять замену, не реже, чем того требует регламент производителя и ни в коем случае, не превышать его. Так как соблюдение именно этого регламента, гарантирует, что Ваш мотор не будет работать в режиме масляного голодания.
Необходимо исключить попадание в масло и инородных частиц (пыль, грязь и т.д.), так как это увеличивает трение, а значит и износ, что снижает ресурс ДВС. Поэтому, при замене масла, необходима и замена фильтров. Именно фильтров, а не фильтра (только масляного), так как, согласно регламенту, замена фильтров всегда совпадает с заменой масла.
По итогу вышесказанного сформулируем правило №1. Для увеличения ресурса двигателя, меняйте масло и фильтры не реже, чем того требует регламент производителя, чтобы моторное масло имело все необходимые свойства и тем самым снижало трение между деталями. Как можно чаще следите за уровнем на холодном двигателе с помощью щупа. Не допускайте масляного голодания.
Вторым фактором, снижающим ресурс ДВС является линейное расширение. Все элементы двигателя состоят из металлических сплавов, поэтому при повышении температуры, они увеличиваются в размерах. То есть линейно расширяются.
По этой причине, при проектировании двигателя, инженеры учитывают температурные режимы работы всех деталей и задают итоговый температурный режим работы мотора.
За соблюдение температурного режима работы двигателя отвечает система охлаждения. Задача же водителя — следить за температурой охлаждающей жидкости. В случае неполадок, индикация сообщит Вам о выходе в «красную зону» — перегрев. При её достижении необходимо сразу остановиться.
Для того, чтобы двигатель не перегревался, необходимо:
Встречаются «экономисты», которые на теплое время года, заливают воду, вместо жидкости, предписанной регламентом производителя. Приводит это, к образованию накипи, а это медленное «убивание» мотора.
Так же нужно обращать внимание на термостат и помпу. Их также необходимо заменять, не превышая регламентные сроки. Они отвечают за циркуляцию охлаждающей жидкости. При её (циркуляции) нарушении, двигатель перегревается практически моментально.
Эксплуатировать двигатель нужно в нормальном режиме. Не стоит ездить как «пенсионер», оправдывая это заботой о движке. Крутить до отсечки также не нужно. По крайней мере не стоит делать это часто. Поддать газку, с периодичностью, с которой позволяет здравый смысл, можно. Всё что выходит за рамки здравого смысла — запрещено.
Если Вы будете ездить на низких оборотах и низких температурах, то в камере сгорания будет образовываться нагар. При постоянной езде на высоких оборотах, двигатель будет перегреваться.
По итогу вышесказанного сформулируем правило №2. Следите за уровнем и качеством охлаждающей жидкости. Заменяйте элементы системы охлаждения согласно регламенту. Эксплуатируйте двигатель в нормальном режиме.
Третьим важнейшим фактором, влияющим на ресурс ДВС является процесс сжатия.
Во время своей работы поршни сжимают топливно-воздушную смесь. Если, в камеру сгорания попадёт что-то не сжимаемое, например вода, то произойдёт удар. В случае с водой это называется гидроудар, что приводит к моментальному выходу из строя.
Если в камере сгорания будет вода, которая не сжимается, вместо топливо-воздушной смеси, которая может сжиматься, то поршень либо сам сломается, либо прошибёт двигатель.
По итогу вышесказанного сформулируем правило №3. Не следует, на неподготовленном автомобиле пресекать реки вброд. Если реки это не ваше, а вот глубокие лужи встречаются, преодолевайте их на минимальной скорости? не создавая волну, чтобы вода не накрывала мотор.
В качестве демонстрации посмотрите видео, где демонстрируется, в основном неправильное, преодоление водных преград.
Мы обсудили три физических эффекта, с которыми сталкивается двигатель и понимание которых позволит Вам самим сделать выводы о том, убиваете вы свой мотор или же продлеваете его ресурс.